Уже почти 40 лет 3D-mapping поражает воображение и вызывает бурю зрительских эмоций, но только в последнее десятилетие эта технология стала активно использоваться в сферах развлечений, искусства, рекламы и многих других.

3D-mapping (еще используются названия «3D-маппинг, видео-маппинг, видеопроекция, объемное проецирование и т. д.) — это мультимедийная аудиовизуальная технология проецирования 3D-изображений на любую плоскость с учетом ее формы и рельефа, не требующая монтажа сложных конструкций и поверхностей для проекции.

Над созданием таких инсталляций работают художники, используя в качестве своей кисти луч света, а в качестве полотна — разнообразные архитектурные объекты, интерьеры, автомобили, одежду и даже лицо человека. Маппинг осуществляется и на природные объекты, например: горы и деревья. И это открывает новые возможности для экологических мероприятий и open-air. Со сложными поверхностями с большим количеством деталей работать труднее, но интереснее, а готовая работа художника может стать настоящим произведением искусства, показывающим привычное городское здание с совершенно новой стороны. Возможности 3D-mapping практически безграничны, что позволяет реализовать художнику любую свою идею. Так же не ограничен и размер объекта, на который проецируется изображение: им может быть как и монументальное внушительное здание, так и рисовое зёрнышко.

Основу технического оснащения 3D-mapping шоу составляют мощные видеопроекторы, компьютеры и хороший звук. Однако, главное — это художественный талант творческой команды, создающей эти удивительные спектакли, нарисованные светом.

Технология видеопроекции отсылает нас еще к Древней Греции, когда в античном театре только-только начинали экспериментировать со светом и тенями. Но 3D-mapping в том виде, который мы знаем сегодня, зародился лишь в XX веке. Так, первая проекция была показана в Диснейленде на открытии аттракциона «Призрачное поместье» в 1969 году. В разработке нового вида визуального искусства участвовал еще сам Уолт Дисней. Следующим шагом развития стали инсталляции художника Майкла Наймарка в 1980-м году: он заснял людей в своей гостиной и затем воспроизвел это изображение в пустой комнате, создавая иллюзию присутствия. В конце 1990-х в университете Северной Каролины технологию попробовали использовать в профессиональной среде в проекте «Офис будущего». В этом офисе люди общались удаленно с помощью видеосвязи, в ходе которой изображение собеседника проецировалось на стены.

Сегодня видеопроекции стали неотъемлемой частью городских мероприятий. В крупных городах мира проводятся тематические фестивали, например: Праздник света в Лионе, соревнование маппинг-команд iMapp в Бухаресте, ежегодный фестиваль света, музыки и идей Vivid Sydney в Сиднее... Санкт-Петербург не стал исключением. Ежегодно помимо Фестиваля света в нем проходит Фестиваль огня, неотъемлемой частью которого является 3D-mapping, а в 2019 году состоялся грандиозный мультимедийный проект «Салют над Ленинградом», организаторы которого превратили Главный штаб Эрмитажа в огромный панорамный экран, повествуя о трагических страницах жизни горда.

Традиционные городские праздники часто дополняют световыми, лазерными и проекционными шоу. Видеопроекция постепенно внедряется и в сферу образования, благодаря новым интерактивным технологиям взаимодействия человека со светом. Музеи и галереи уже довольно давно используют маппинг для оформления выставочного пространства и создания подходящего контекста, для знакомства с предметами искусства. В прошлом веке 3D-mapping художников интересовали в основном возможности этой технологии, сегодня же стала важна концепция, театрализованность представления и сюжет. Поэтому над шоу работает целая команда сценаристов и режиссеров, пользуясь принципами театра и кинематографа. Эта арт-технология всё чаще пересекается с другими видами искусства: музыка, танец, стрит-арт и т. д. В скором времени маппинг может заменить театральный грим и декорации, уже сейчас дизайнеры интерьера «примеряют» варианты дизайна помещения с помощью проекций, а выступления популярных DJ и музыкантов уже нельзя представить без инсталляции на фоне. Продвинутые театры вводят в свои постановки виртуальных участников спектакля, создают определенную атмосферу, которой сложно достичь традиционными средствами, а также минимизируют паузы в действии, так как декорации можно быстро переключать. Интерактивные проекции внедряются в танцевальное искусство и уже нередко используются для хореографических этюдов и спектаклей, в которых танцоры взаимодействуют с проецируемым изображением с помощью звуков и движений.

Фестиваль света в Санкт-Петербурге при помощи технологии 3D-mapping преобразил и показал в неожиданном ракурсе самые известные архитектурные памятники города: Александринский театр, Исаакиевский собор и Мариинский дворец, «Зенит-Арену», Главный штаб, Зимний дворец, Крейсер «Аврора», СКК. 20 и 21 апреля 2019 года 3D-mapping спектакли оживут на фасаде здания Театра Юных Зрителей им. А.А. Брянцева в рамках Фестиваля «ЧУДО СВЕТА».